03.05. 18:00

Минск

Торпедо-БелАЗ (Жодино)

03.05. 20:00

БАТЭ (Борисов)

Ислочь (Минский р-н)

03.05. 16:00

Локомотив (Гомель)

Шахтер-2 (Солигорск)

03.05. 17:00

Лида

Молодечно-2018

03.05. 18:00

Орша

Барановичи

03.05. 19:00

Динамо-2 (Минск)

Островец

... НОВОСТИ

все новости

Букмекерские конторы Беларуси для ставок на футбол
Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)616
2Неман (Гродно)715
3Динамо (Минск)713
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)613
5Динамо (Брест)612
6Витебск711
7Арсенал (Дзержинск)68
8Гомель68
9Ислочь (Минский р-н)68
10Днепр (Могилев)76
11Сморгонь76
12Нафтан (Новополоцк)65
13БАТЭ (Борисов)65
14Слуцк64
15Минск62
16Шахтер (Солигорск)7-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-2018410
2Лида410
3Волна (Пинск)49
4БАТЭ-2 (Борисов)49
5Нива (Долбизно)47
6Островец47
7Бумпром (Гомель)46
8Макслайн (Витебск)45
9Белшина (Бобруйск)44
10Слоним-201744
11Динамо-2 (Минск)44
12Барановичи44
13Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)44
14АБФФ U-17 (Минск)43
15Локомотив (Гомель)42
16Орша42
17Шахтер-2 (Солигорск)41
18Энергетик-БГУ (Минск)4-6
подробнее

Статьи и интервью

Александр Башмаков: дважды четвертые

12.12.2003 00:00

Александр Башмаков: дважды четвертые
Финал 13-го национального чемпионата вверг столичное “Торпедо”-СКА и его поклонников в уныние. Долгое время уверенно шествовавшая медальным курсом команда Александра БАШМАКОВА сбавила обороты на финишной прямой и второй раз кряду остановилась в шаге от пьедестала.
Межсезонье только-только набирает ход. Сегодня торпедовский клуб функционирует в режиме телефонного переговорного пункта — с наступлением зимы вновь стали актуальными вопросы комплектования. В образце сезона-2003 команда, похоже, себя исчерпала, по примеру прошлых лет оказавшись так ничего и не выигравшей одногодкой.

— Когда вы поняли, что “Торпедо” вновь останется за чертой призеров?
— После поражения столичного “Динамо” в Новополоцке. Так получилось, что наши медальные перспективы были тесно увязаны с выступлением минчан на финише. И когда они проиграли “Нафтану”, стало ясно: в этой команде не все ладно. На бронзу нас выводила победа “Динамо” над БАТЭ, однако особых иллюзий я не питал. И исход меня ничуть не удивил.

— Второй год подряд “Торпедо” финишировало четвертым, уступив бронзу землякам-динамовцам лишь в силу меньшего количества побед. В подобных ситуациях наиболее популярным объяснением результата является ссылка на немилость фортуны.
— Будь “Торпедо” поудачливее, оно стало бы призером. Это понятно всем. Но я считаю наше место закономерным, соответствующим возможностям клуба и потенциалу команды.
Чтобы добиваться успеха, нужно играть с запасом. Тогда локальные сбои на результат не влияют. Мы же провели сезон на пределе. В таких случаях в колее удержаться трудно. Любая, даже мелкая помеха — и все рушится. “Жигули” могут обогнать “БМВ”, но только на коротком участке дороги и лишь при благоприятном стечении обстоятельств. Из кувшина нельзя взять больше его содержимого. На экваторе чемпионата один журналист спросил меня: почему, мол, нет радости от успешного завершения первого круга? Забрались, говорю, высоко — будет больно падать...

— Не слишком ли пессимистично вы оцениваете силу подопечных?
— Команда провела чемпионат очень ровно. Я уже отмечал в прессе, что аутсайдерам мы не отдали ни очка, минимум потеряли во встречах с середняками, а с фаворитами обменялись победами — дома выиграли, в гостях проиграли. Так было в матчах с “Гомелем” и минским “Динамо”. Лишь БАТЭ мы уступили оба раза. Повторяю: исход справедлив, он обусловлен рядом объективных факторов.

— А как насчет факторов субъективных?
— Их много. К примеру, у нас имеются основания сетовать на арбитраж. По крайней мере в трех матчах команда потеряла очки вследствие просчетов рефери. В то же время никакой из клубов не вправе обижаться на плохое судейство в матчах с “Торпедо”. Лишь однажды, во встрече с одним из аутсайдеров, выигранной крупно, в дебюте можно было назначить пенальти в наши ворота.

— В прошлом году клуб угодил в глубокий финансовый кризис, в одночасье лишившись большой группы футболистов, преимущественно легионеров. Какова экономическая ситуация ныне. “Торпедо”-СКА — богатая команда?
— Богатство — понятие относительное. У нас больше денег, чем у аутсайдеров и многих середняков. Но из команд первой пятерки у “Торпедо” однозначно самый низкий бюджет.
Чем должен обладать клуб, рассчитывающий на успех? Согласно упрощенным представлениям, это деньги, стабильный состав, условия для работы и организация игры. Так вот, надо отдать должное руководству, зарплату и премиальные наши футболисты получают в срок. А вот по условиям работы — как в подготовительный период, так и по ходу чемпионата — мы существенно уступаем конкурентам. Не говорю уже о возможностях комплектования и стабильности состава. Мы ведь собирали команду на ходу, сохранив из прошлогодней основы лишь Наумова, Довнара и Михалева. Кроме них, предсезонную подготовку полностью прошли только Остриков и Соболь... Тем не менее команда собралась очень неплохая, но, к сожалению, сохранить ее опять нет возможности.

— Однако редкий новичок не прижился в “Торпедо”, не смог реализовать свой потенциал. А иные, как, например, Разин и Чалей, и вовсе оказались находками, основательно усилив игру.
— Я очень высоко ставлю способность футболиста к обучению, умение его оценивать собственное мастерство критически. Приведу пример. После матча предпоследнего тура в Гомеле, проигранного нами 0:1, Миша Мартинович первым завел со мной разговор о голевом моменте, им не реализованном. Поговорили. В следующем поединке он в похожей ситуации действует по-другому и забивает гол. Пример другого свойства. Один из футболистов играет с недопустимым процентом брака. Меняю его в перерыве. Переодеваясь, он, не переставая, бубнит: “Ну вот, опять я крайний...” Такого научить гораздо труднее.
Чалея и Разина с Леденевым мы взяли в годичную аренду, когда до начала чемпионата оставались считанные дни. О каждом из них отдельный разговор. Да, Чалей не подошел “Ростову”. Там никто особенно не заботится о повышении его мастерства, предпочитая покупать готовых игроков. Но Дима парень с характером и множеством положительных качеств, как человеческих, так и профессиональных. Работать с ним — одно удовольствие. История Разина очень поучительная. Его действия в центре оставляли желать лучшего. Помните оценку Боровского после одного из матчей? “Разин играл неправильно”. И я тоже однажды был вынужден заменить Андрея уже на 30-й минуте. Этот футболист обладает конструктивным даром, скоростью, однако не любит единоборств. Чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, определили ему место между средней линией и атакой со смещением вправо, на фланг. Идея не нова. Так играет Недвед в “Ювентусе”. На новой позиции Разин проявил себя великолепно. Как, к слову, и тот же Чалей, быстро освоившийся в непривычном амплуа крайнего защитника. Леденев. Ряд матчей он сыграл на пределе возможностей. Помог команде, забив два крайне важных гола. Но потом дважды ездил на смотрины за границу, отсутствовал полтора месяца. Вернулся, естественно, потухшим. А для него это смерти подобно.

— Предстартовой задачей “Торпедо” было попадание в пятерку. Формально вы даже перевыполнили план. У начальства не должно быть претензий к вам...
— Они есть. Первый круг мы завершили удачно, уступив лидерство “Гомелю” лишь в силу худшей разницы забитых и пропущенных мячей. Руководство посчитало, что раз первая половина сезона удалась, значит, должна получиться и вторая. Логика в общем-то понятна. Не углубляясь в детали, не проводя профессиональный анализ игры команды, по-иному и рассуждать нельзя. А успешным стартом мы разохотили руководителей, которые в большинстве своем — люди со здоровым честолюбием. Естественно, развязка чемпионата их не особенно порадовала. Я тоже остался разочарованным. Потому что, приняв команду после седьмого тура, поставил себе максимальную задачу. Без этого работать неинтересно.

— С вашей стороны были допущены ошибки?
— Разумеется. Кто же не ошибается? Но рассказывать об этом не буду. Как говорил Андре Маруа, раскрывать недостатки можно только тем, кто признает твои достоинства. Так что об этом в узком кругу.

— Вы не соответствуете расхожему образу тренера-славянина. Согласно общим представлениям, он — непоседа, жесткий и взрывной человек, искусный матерщинник, скачущий и размахивающий руками у бровки во время матча. Принято считать, что заставить футболистов “рыть землю” легче именно так — воздействуя на них эмоционально. Пожалуй, в концовке сезона, когда ваша команда стала терять очки, ей бы не помешала хорошая накачка в раздевалке...
— Один известный советский тренер как-то заметил: “Меня огорчают слишком частые разговоры о настроенности на игру. Они важны. Но в малой степени зависят от тренера”. Можно спорить о сказанном. Но по газетному отчету о матче порой создается впечатление, что стоит только настроиться, и победишь любого соперника. На подобных вещах нельзя зацикливаться, поскольку это упрощенный подход. Он уводит от главного — шлифовки мастерства футболистов и организации коллективных взаимодействий. Позволю себе еще одну цитату. Константину Бескову задали вопрос: “Как вам удается на протяжении стольких лет оставаться внешне спокойным к происходящему на поле?” На что он ответил: “Это воспитанная годами необходимость — сохранять выдержку и не терять головы, что бы ни случилось”. Так же вел себя и Лобановский и многие другие известные специалисты. Я не осуждаю эмоциональных тренеров. Подчас невозможно обойтись без подсказок команде. Правда, беспрестанные наставления прямо со скамейки явно свидетельствуют о плохой подготовке к матчу, недоработках на тренировках. А бывают минуты, когда просто необходимо снять внутреннее напряжение. Но тогда, как правило, в поле несется откровенная и бесполезная чушь, вызывающая ответную реакцию игрока, часто нецензурную... О себе же так скажу. И команды уводил с поля, и судей обижал, и игрокам доставалось. Но все это в прошлом. Переболел.
А тот же Бесков, который ставил игру очень скрупулезно, в действия команды не вмешивался. Он вообще располагался на трибуне. Опять же для того, чтобы четко видеть происходящее. Сейчас наблюдение за матчем с высокой точки широко используется в международной практике.
Кстати, я часто ссылаюсь на Бескова не только потому, что он великий тренер, и не потому, что имел счастливую возможность формировать свое кредо с его помощью и под его влиянием. В 80-е годы, как и большинство коллег и болельщиков, приходил в восторг от игры его “Спартака”. Подробно ее осмысливал, пропускал через себя. Она соответствовала моему вкусу и в то время была образцом, верхом футбольной мысли. Сам Бесков говорил, что так играют лучшие команды Европы и возражал навязанному штампу “спартаковский футбол”. И хотя игра с тех пор ушла далеко вперед, принципы остались неизменны. Как и ключевые моменты бесковского тренинга.

— Бытует мнение, что Беларусь испытывает дефицит хороших тренеров.
— У нас немало специалистов с большим потенциалом. Но подавляющему большинству из них не хватает элементарных знаний современных методик, касающихся организации игры, физической подготовки, восстановления, особенностей спортивной медицины. Ни один из тренеров в принципе не способен обладать полным арсеналом качеств, востребованных в этой сложнейшей профессии. Однако иногда забываются наиболее ценные: системность мышления, понимание футбола, педагогика. Первое дается от бога. Второе — тоже, но развивается в процессе деятельности, ежедневного кропотливого труда. Третье во многом зависит от интеллекта и воспитания. А у нас часто все сводится к элементарному: умеет настроить или не умеет, горят глаза или не горят. Дилетантский подход.

— Вы не верите в силу внушения?
— На морально-волевых можно делать результат. Можно даже некоторое время лидировать в турнире. Но рано или поздно наступает предел — команда сдувается. Не зря ведь говорят, что футболист за сезон может сыграть ограниченное количество матчей предельного накала.

— Как-то, комментируя победу над “Гомелем” в первом круге, вы процитировали Эме Жаке: “Наши игроки выше соперников интеллектом, и они это знают”.
— Жаке имел право говорить такое о своих футболистах, выигравших чемпионат мира. Мне же хотелось обозначить наши приоритеты. От своих слов не отказываюсь. В большинстве случаев интеллект игрока пропорционален его мастерству. Это понятно. В “Торпедо” действительно много толковых ребят. Это очень помогло нам с Боровским внедрить в игру зонные принципы, рассчитанные, как известно, на думающих футболистов. Сложно вложить знания в пустую голову.

— Научные методики — это, конечно, здорово. Но оправданно ли их применение в наших реалиях, где в футбол по большей части играют по наитию, не утруждая себя ни изучением соперника, ни совершенствованием тактики, ни самообразованием?
— Игрок должен получать ровно столько информации, сколько он в состоянии переварить. Поработав с юношескими сборными, я научился чувствовать эту грань. У каждого она своя. Если футболист выйдет на поле с распухшей от теории головой, он не сыграет.

— По итогам чемпионата “Торпедо”-СКА получило приз “Фэйр плей”, ежегодно вручаемый наиболее корректной команде. Есть мнение, что джентльменство на поле — такая же нежелательная крайность, как и излишняя грубость...
— Попади мы в призеры, об этом говорили бы как о несомненном достоинстве “Торпедо”. Но, я думаю, все дело в том, что для многих наших футболистов единоборства не самое сильное качество. В том числе и поэтому для нас зонный принцип обороны более приемлем.

— Вами приветствуется импровизация в действиях подопечных?
— Разумеется.

— В каких пределах?
— Обилие нестандартных ходов — следствие хорошей выучки команды, слаженности ее игры. Это очень тонкий вопрос. Человеческий мозг не может одновременно выполнять много операций. И, чтобы его разгрузить, отдельные элементы, а то и целые комбинации нужно довести до автоматизма. Когда есть канва, футболист, принимая мяч, не ломает голову в поиске вариантов продолжения атаки. Он готов действовать по схеме. А ум в это время свободен для импровизаций, обострена интуиция, которая иногда также подсказывает оригинальные решения. И главное — возрастает скорость игры.

— Но это тоже теория. А на практике было занятно наблюдать, как ваши подопечные, увлеченные перепасовкой, стараются непременно доставить мяч на линию вратарской, чтобы потом закатить его в пустые ворота.
— Команде всего год от роду, и в ее игре было полно изъянов. В ходе сезона нам приходилось решать прозаичные задачи — поставить зону, насколько возможно, наиграть связи, внедрить хотя бы базовые принципы современной игры...

— Для разговора о перспективах у нас совсем не осталось места на газетной странице...
— А его и не нужно. Все, что я могу сегодня гарантировать, — “Торпедо” будет играть в следующем чемпионате.

— Все так плохо?
— Нет, напротив, в будущее мы смотрим с оптимизмом. Рассчитываем усилить состав, подыскать достойную замену ушедшим Разину и Чалею. Некоторые наметки уже есть. Но всерьез обсуждать кадровые дела еще рано. Как и задачи, которые вынесем на повестку незадолго до старта нового сезона. Есть основания надеяться, что и в следующем чемпионате “Торпедо” останется в числе претендентов на медали. Вот только в третий раз промахнуться очень не хочется.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ