... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Динамо (Минск)13
2Славия (Мозырь)13
3Неман (Гродно)13
4БАТЭ (Борисов)13
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)13
6Гомель11
7Динамо (Брест)11
8Ислочь (Минский р-н)11
9Слуцк11
10Нафтан (Новополоцк)10
11Арсенал (Дзержинск)10
12Витебск10
13Минск10
14Днепр (Могилев)10
15Сморгонь10
16Шахтер (Солигорск)1-17
Нет данных
Команды Игры Очки
1АБФФ U-17 (Минск)00
2БАТЭ-2 (Борисов)00
3Барановичи00
4Бумпром (Гомель)00
5Волна (Пинск)00
6Динамо-2 (Минск)00
7Лида00
8Локомотив (Гомель)00
9Макслайн (Витебск)00
10Молодечно-201800
11Нива (Долбизно)00
12Орша00
13Островец00
14Слоним-201700
15Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)00
16Шахтер-2 (Солигорск)00
17Белшина (Бобруйск)0-5
18Энергетик-БГУ (Минск)0-10
подробнее

Статьи и интервью

Юрий Свирков

Юрий Свирков: «В документах ДЮСШ пишут, что школы должны готовить профессиональных футболистов. Это бред!»

20.03.2017 01:00

Булгаковское «Собачье сердце», пирамиды, современные технологии, строительство ракет и полеты в другую галактику, правило Золотого сечения и числа Фибоначчи – о чем это все? Вы можете удивиться, но о футболе. А как все это связано с нашей любимой игрой, вы можете узнать из интервью с белорусским специалистом Юрием Свирковым, который, проработав почти 15 лет за рубежом, не так давно вернулся в Беларусь и согласился пообщаться с корреспондентом Football.by.
- Расскажите в своей работе в Казахстане и почему она на данный момент закончена?
- Несколько лет назад федерация футбола Казахстана организовала рабочую группу, которая должна была создать Концепцию развития футбола в стране. Группу возглавил, как вы, наверное, знаете, Анатолий Юревич. Для реализации это проекта были также приглашены я и Владимир Белявский. Мы создали программу для футбольных центров, а уже федерация, в свою очередь, обязала каждый клуб премьер-лиги преобразовать свои ДЮСШ, группы подготовки в такие вот центры. Каждый из них должен был работать по единой программе и иметь в наличии определенное количество квалифицированных тренеров и групп футболистов разного возраста. В течение трех лет подобные центры появились у каждого клуба премьер-лиги и даже некоторых из первой лиги. Важно то, что без этого нельзя было получить лицензию на выступление в премьер-лиге – соответствующее требование записали в регламент, и федерация очень внимательно следила за его соблюдением. Например, в прошлом сезоне путевку в премьер-лигу завоевал ФК «Алтай» – довольно богатый клуб, который способен приглашать таких футболистов, как бывший игрок сборной России Денис Колодин. При этом лицензирование клуб не прошел как раз из-за отсутствия футбольного центра. «Алтай» предоставлял договоры о сотрудничестве какими-то с ДЮСШ, академиями, но это ему не помогло, потому что требования, повторюсь, очень жесткие. Что касается самой программы, не могу сказать, что она была новейшая, но мы задействовали в ней современные технологии. Основная задача, которую она должна была решать, это появление новых квалифицированных тренеров.

- То есть, первостепенной задачей для вас было вырастить тренеров, а не футболистов?
- Конечно!

Насколько успешной была работа созданных центров?
- Сложно говорить о конкретных цифрах, потому что не существует общих точных критериев, позволяющих оценивать уровень того или иного тренера. Могу лишь утверждать на основании наших критериев, что каждый центр за это время успел подготовить одного-двух квалифицированных специалистов. Да и прогресс юношеских сборных Казахстана на лицо. Так что результат наших трудов, в любом случае, положительный. Для себя я также почерпнул много нового. Мы в принципе могли продолжать работу, но в прошлом году в руководство федерации пришли новые люди, которые видят дальнейший путь по-своему. Мы планировали, что на базе этих центров возникнут в дальнейшем региональные академии, которые будут аккумулировать лучших казахстанских футболистов и тренеров региона. Но новое руководство видело это по-своему, поэтому нам пришлось расстаться.

- Некоторые белорусские клубы имеют юношеские группы подготовки чисто для «галочки». Насколько серьезно казахстанские клубы относились к своим футбольным центрам?
- Казахстанская федерация изначально ставила перед собой задачу изменить эту ситуацию и предупредить ее возникновение в будущем. В регламенте было прописано все очень четко, вплоть до зарплаты тренера футбольного центра, которая составляла не менее $1000. Кроме регламента, существовал такой документ, как положение по футбольным центрам, в котором расписывалось все до мельчайших подробностей: количество тренировок, минимально необходимый инвентарь… Посыл федерации клубам был такой – раз государство выделяет вам деньги, то, пожалуйста, потратьте определенную их часть на развитие. А так, в Казахстане с детским футболом была такая же ситуация, как и у нас, да и как в любой другой стране бывшего СССР.

- Вы поработали во многих странах: Беларуси, Украине, России, Эстонии, Казахстане. Где, на ваш взгляд, делаются какие-то правильные шаги?
- Вот эта тема меня и интересует сейчас больше всего. Когда-то мой близкий друг посоветовал мне в любой непонятной ситуации обращаться к русской классике. Его советом я пользуюсь до сих пор в разных жизненных ситуациях. Когда я задумался о состоянии футбола на постсоветском пространстве, мне на помощь пришел Булгаков и его «Собачье сердце». Там, кстати, если присмотреться, есть много чего про наш футбол: сюжет, цитаты о нем, конкретные персонажи. И была одна фраза профессора Преображенского, которая меня зацепила – о том, что наука на сегодня еще не придумала способа, как из собаки сделать человека. Это была констатация факта. А что можем констатировать мы? Что СССР и футбола, который был в то время, больше нет и, в том виде, никогда не будет. Чем быстрее мы примем этот факт, а его на данный момент приняли далеко не все, тем раньше сможем двигаться дальше.

Что можно назвать основным показателем нынешнего состояния футбола? Это количество людей на трибунах, точнее сказать, искренних болельщиков. Таковых сейчас приходит мало. На стадионах сидят разные руководители, родственники и друзья игроков, футбольные агенты и специалисты, а также небольшая группа фанатов. Тех, кто искренне сопереживает тому, что происходит на поле, практически не осталось.

Эти факты надо признать, перестать биться в истерике и начать играть в «длинную».

- Мне кажется, что все это зависит от менталитета людей.
- Не только. Я бы добавил сюда еще культуру, идеологию, национальный менталитет и этику. Развитие клубного футбола должно основываться на культурных ценностях региона. Клубная идеология должна быть сопряжена с идеологией национальных сборных страны, которая также основывается на культурных ценностях страны. Можно, конечно, сделать удобные кресла, открыть точки питания, однако только этим болельщика на стадионе не удержишь. Сегодня он придет, а через неделю выберет что-нибудь другое. Нужно придумать нечто такое, что заставит человека вместе с семьей отдать в выходной день предпочтение футболу, а не другим развлечениям. И сначала надо смириться, что старые способы не работают, а значит, нужно внедрять новые прорывные футбольные технологии. Я занимался их разработкой, но раньше не пытался глубоко вникнуть, что это. Можно найти такое определение понятия «технология»: «Сущность ноу-хау, касающаяся материалов, методов производства, использования оборудования, базирующаяся на современных достижениях науки. Технология требует услуг людей образованных, разбирающихся в точных науках, а в настоящее время хорошо подготовленных к использованию компьютеров; для приобретения этих знаний обычно необходим высокий уровень образования. Все это отличается от квалификации, которая в основном приобретается на опыте, на работе, под руководством людей, обладающих знанием производства. Конечно, не исключено, что практические навыки могут дополнить теоретические знания». Как видим, для внедрения технологий нужны образованные люди – то есть целостные личности, умеющие самостоятельно мыслить и имеющие активную позицию. Это не просто человек, который имеет определенные знания, а тот, кто может и умеет передать их другим. В футболе таким человеком, конечно же, является тренер. Выходит, прежде всего, нужны специалисты.

- А как же сама технология?
- Да, где взять технологию? Мы видим, что на Западе ситуация с футболом хорошая – стадионы заполнены, значит, там технологии есть и они работают. Мы можем либо попросить их поделиться, а вернее, продать, либо украсть, либо создать свое. Если попытаться приобрести, они, конечно, продадут, но, вероятнее всего, это будет что-то устаревшее. Поэтому если мы начнем работать по этой технологии, то все равно будем отставать, потому что на Западе уже придумают что-нибудь новое. Можно украсть, так как промышленный шпионаж никто не отменял. Но в этом случае возникает опасность дезинформации. Знаю такой пример, Валерий Лобановский и Анатолий Зеленцов создали методику распределения и последовательности нагрузок. Ее называли «АБВГДЕйка», потому что каждому режиму работы соответствовала своя буква алфавита. Однажды Валерий Васильевич перед тренировкой сообщил: «Ребята, сегодня у нас на тренировке будут иностранные гости, с которыми мы должны поделиться опытом. У нас планировалось «А» и «Б», давайте выполним вместо этого «Б» и «А». Это, конечно, не дословная цитата, но суть в том, что гостям показали то, чего в этой методике не существовало. Довольные иностранцы уехали домой, уверенные в том, что они теперь знают,как работает Лобановский. Есть третий вариант – иногда иностранцы готовы предкласть свою технологию только при условии, что и работать с ней будут их тренеры. Проблема в том, что как только эти специалисты по каким-то причинам уезжают домой, перестает работать и их технология. Мы видели это в России на примере московского «Динамо» или «Анжи». Здесь можно предпокласть, что западные ценности с их технологиями нам не подходят или все делается так, что бы не подошли. Да и уровень некоторых специалистов, которых они присылают, мягко говоря, недостаточный.

- Что же делать?
- Создавать свое. Физиология, анатомия, биомеханика, теория спорта и другие науки – они едины везде. Отличается то, что складывается на их основе – это и есть новая технология. То есть, базовые науки те же, но отличается интерпретация. Разумеется, мы можем основываться на опыте и методиках Испании, Германии, Голландии и других ведущих футбольных стран, но наши специалисты должны их адаптировать, тогда они будут у нас работать, и результат получится совсем другой.

Приведу пример. Захотел человек полететь в космос, в другую галактику. Ему нужна для этого соответствующая ракета. Конструкторское бюро расписывает, что для этого нужно, какие требуются материалы и специалисты – это есть технология. Потом для строительства ракеты нужно собрать руду, много руды – тут важно, прежде всего, количество. Из нее мы получим металл, его будет уже меньше, чем руды, но на первом месте по-прежнему количество. Затем нужен хороший токарь, слесарь, который сделает из металла детали. Начиная с этого этапа, нам будет важно уже не количество, а качество. Далее эти детали шлифуются, соединяются одна с другой – для этого нужны специалисты более высокой квалификации – конструкторы и инженеры. Наконец, когда все готово, ракета собрана и стоит на пусковой площадке, нужен ученый, чтобы произвести точнейшие расчеты и запустить ее.

Такую же пирамиду можно представить и в футболе. Во-первых, нам нужна достойная цель. Во-вторых, нужна технология, по которой мы будем работать. Конструкторское бюро – это федерация, под рудой я подразумевал детей, которые могут заниматься футболом. Детей нужно собрать как можно больше, потому что важно, как я говорил, количество. Потом из этой массы нужно отобрать наиболее способных, которые перейдут на уровень ДЮСШ. Оттуда мы снова выбираем лучших ребят, которых серьезно тренируем, начиная точить из них футболистов. На этом уровне критерием оценки работы тренера уже становится качество. Потом оставшиеся ребята попадают в клубы, где продолжают шлифовать свое мастерство. И затем лучшие из лучших попадают в сборную, которая хочет, например, попасть на чемпионат мира и выиграть его.

Одна из главных ошибок системы, которая сложилась на постсоветском пространстве, заключается в том, что тренеры, которые работают на первых двух уровнях, утверждают, что их задача – делать футболистов. Именно поэтому они убеждены, что им непременно нужно выиграть со своими детьми какой-то там турнир, будто от этого зависит, станут ли эти ребята в будущем чемпионами мира. Но разве шахтер запускает ракету? Шахтер выполняет на своем этапе достойнейшую тяжелейшую работу, критерием оценки которой является количество или массовость. У нас же даже в уставных документах ДЮСШ пишут, что школы должны готовить профессиональных футболистов. Это бред! Они должны отбирать наиболее способных для игры в футбол ребят и влюбить их в футбол, обеспечив интересными занятиями. Только на уровне токаря появляются требования к качеству, и только, когда футболист подписывает первый профессиональный контракт, от него нужно начинать требовать результат.

- А как оценивать качество подготовленного футболиста – только на субъективный взгляд тренера?
- Для оценки нужны четкие критерии – у нас на постсоветском пространстве их нет. Я их для себя определил и за неделю скрупулезного отслеживания футболиста вживую и по видеозаписям, я могу дать ему характеристику, оценить основные плюсы и минусы. Но у большинства тренеров этих критериев нет, и они лишь говорят, нравится им игрок или не нравится, а как это понимать никто не знает. Поэтому нам нужна общая программа, в которой критерии будут четко оговорены.

- Но как же все-таки быть со зрителями на трибунах?
- Новые прорывные технологии, примененные в футболе, дадут иное. Показателем достижений игры в «длинную» являются полные трибуны искренних болельщиков. Качественная пирамида, которую я описал, может стать у нас новой прорывной технологией. В этой системе есть шанс вырастить эстетически красивых футболистов. Поясню на примере. Люди ходят в художественные галерею, видят красивую картину, восторгаются ей, но лишь немногие из них могут объяснить почему. Они не знают почему она красивая, лишь понимают нравится она им или не нравится. То же самое можно сказать и о футболе. Люди могут не иметь глубоких знаний об игре, не разбираться в тактике, стратегии, техническом оснащении, но понимать, что красиво, а что нет. А на самом деле в футболе могут работать те же законы, что и в природе, и в искусстве. Например, при правильном тактическом построении и четком взаимодействии на поле специалист может увидеть, что все подчиняется правилу Золотого сечения и числам Фибоначчи. Все «ромбы» и «треугольники» возникают во время матча не потому, что футболисты их строят, а совершенно по другим причинам. Если эти правила работают, то другой человек, болельщик, сам не осознавая по какой причине, получает от этого удовольствие. И он непременно вернется на стадион ради такого красивого футбола, потому что тогда эта игра будет для него как наркотик.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ