... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Неман (Гродно)512
3Динамо (Брест)511
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Динамо (Минск)59
6Арсенал (Дзержинск)58
7Витебск57
8Гомель55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11БАТЭ (Борисов)55
12Ислочь (Минский р-н)55
13Нафтан (Новополоцк)54
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201837
2Лида37
3БАТЭ-2 (Борисов)36
4Волна (Пинск)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)33
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Статьи и интервью

Сергей Штанюк

Сергей Штанюк: Самая сильная сборная была при Байдачном

16.12.2009 14:01

Бывший защитник сборной Беларуси Сергей Штанюк собирается вешать бутсы на гвоздь и вспоминает основные этапы своей футбольной карьеры.
Все-таки не всегда жизнь идет по задуманному сценарию. Вот и интервью с экс-игроком национальной сборной Сергеем Штанюком планировалось как подведение итогов сезона, беседа о возможных вариантах продолжения карьеры. Только информация о прощании защитника с футболом заставила начать разговор с насущного вопроса.

— Совершенно случайно обнаружил информацию, что вы решили завершить футбольную карьеру. Очередные слухи?
— Нет, это правда. Я устал от футбола. Не читаю спортивную прессу и даже не смотрю матчи Лиги чемпионов. Вероятность того, что больше не выйду на футбольное поле, — 99 процентов. Впрочем, никогда не говори никогда. Но я уже готов подвести итоговую черту под своей спортивной карьерой. Когда-то необходимо уходить, а делать это нужно вовремя. Здоровье еще позволяет играть, но нужно смотреть вперед.

— Не задумывались пойти по стопам Сергея Гуренко?
— Исключено. Мне это даже неинтересно. Играть в команде, а впоследствии стать тренером? И так достаточно лет отдал футболу. Можно сказать, что уже наелся. Пока надо отдохнуть. Что дальше? Будет видно. Загадывать не берусь. Если бы на данный момент предложили идти учиться на тренерскую лицензию — ответил бы однозначным отказом. Хотя спустя некоторое время не исключаю такой вариант.

— Чем сейчас планируете заниматься?
— Нефутбольных дел хватает. Семье смогу уделять больше внимания. Родные, близкие — все в Минске. Сыну уже 11 лет, он на пороге переходного возраста, поэтому следует серьезнее заниматься его воспитанием.

— Подрастает достойная смена отцу?
— Пока я выступал на российских просторах, был упущен момент, когда следовало бы отдавать ребенка в футбол. Да и жена была против (сын от первого брака. — Прим.). Сейчас сын учится в частной гимназии, занимается таэквондо. Пусть физически развивается, воспитывает характер. О профессиональной карьере пока рано думать.

— Минимальная вероятность вновь надеть бутсы остается? Что должно произойти?
— Трудно ответить. Возможно, спустя месяц-другой соскучусь по футболу, поступит заманчивое предложение. Но, повторюсь, белорусский вариант даже не рассматриваю.

— Два года назад минское «Динамо» было заинтересовано в ваших услугах. Появилась даже информация, якобы вы подписали контракт сроком на два года…
— Действительно, переговоры велись. Даже встречался с Юрием Чижом. Скажем так: не срослось, не получилось, и я уехал в «Ростов».

— Помогли команде выйти в премьер-лигу, но руководство клуба так и не предложило вам продлить контракт. Некрасиво получилось…
— Обижаться — удел слабых. На таких людях только воду возят. Это футбол. Да, приятного было мало… Команда провела хороший сезон, я остался доволен и своей игрой. Но главный тренер не увидел меня в составе на следующий год. Об этом было сказано прямо, и мы цивилизованно простились.

— Вспомните украинский период карьеры, когда в составе запорожского «Металлурга» завоевали путевку в Кубок УЕФА, но все же распрощались с командой.
— Тогда была совсем другая история. Изначально знал, что уйду из «Металлурга». У меня был переломный этап. Позвонил Вячеслав Грозный, обрисовал перспективы, обозначил задачи на сезон. Сошлись в финансовом вопросе, но рассматривал Запорожье как промежуточный вариант, знал, что летом уйду. Когда сменился тренер, предложили продолжить сотрудничество, но я отказался.

— А ведь вас тогда звал английский «Плимут»…
— Была возможность. Долго думал. Только предложение из российской премьер-лиги перевесило английское, потому в нем было больше конкретики. Хотя, со слов агента, в «Плимуте» также было все решено. Тем не менее, считаю, поступил правильно.

— На туманном Альбионе в «Сток Сити» провели два сезона. Какие остались воспоминания?
— Один из лучших периодов карьеры. Футбол зародился в Англии, поэтому отношение к команде, атмосфера на стадионах, поддержка болельщиков — на высшем уровне. Все познается в сравнении: Беларусь, Россия, Украина… Задачи, которые ставились в «Сток Сити», выполнялись. Вышли в первый дивизион, сумели сохранить прописку. Было плодотворное и очень хорошее время. В Кубке встречались с командами премьер-лиги и хотя не побеждали, но выглядели достойно: «Эвертону» уступили со счетом 0:1, «Челси» — 0:2. Был еще действующий контракт с командой, но я решил вернуться в Россию.

— Как-то вас постоянно тянуло к нашим восточным соседям?
— Возникли семейные проблемы, поэтому нужно было что-то менять. Как раз появилось предложение от «Шинника».

— Думаю, болельщики «Сток Сити» еще помнят белорусского защитника. Не зря они вас признали игроком года.
— Нигде не был удостоен подобного признания. Интересно, но за два с половиной года в Англии получил личных призов больше, нежели за все время. Даже скандинавские болельщики команды подарили символичную ладью.

— С чем было связано прошлогоднее решение пополнить ряды «Алании»?
— Была возможность перейти в «Луч-Энергию». Но от владикавказской команды, в частности от Петракова, поступило конкретное предложение. На тот момент это был самый заманчивый вариант. Поэтому я и согласился.

— Если бы «Алания» сумела выйти в премьер-лигу, возможно, остались бы в футболе?
— Для меня сезон получился неоднозначным. Стабильно отыграл первый круг, а после травмы перестал попадать в состав, все пошло наперекосяк. Пока восстанавливался и набирал форму, произошла смена главного тренера. Пришел румынский специалист, который не видел меня в основе. Выходил на поле, лишь когда нужно было кого-то подменить из-за травмы и дисквалификации. Команда добивалась результата — видимо, не хотели ничего менять.

— Почему вашей команде так и не удалось выполнить поставленную на сезон задачу?
— Сомневаюсь, что кто-либо однозначно ответит на этот вопрос. Вроде бы и начиналось все хорошо, но ряд мелочей сказался на итоговом результате. Футболисты, тренер, руководство клуба недотянули до премьер-лиги. Хотя и боролись до последнего тура.

— В вашей карьере обширный список клубов. Какие особенности в отношении к футболу проявлялись во Владикавказе?
— Специфический регион. Но не могу сказать ничего плохого. Главное, что люди искренне переживают за команду, неравнодушны к ее судьбе. Правда, впервые пришлось столкнуться с таким болением. При счете 0:0 на домашнем стадионе, когда игра не ладится, начинается освистывание. Подобное отношение стало откровением и даже немного нервировало. Если уступаешь сопернику, тогда можно понять. А при равных цифрах на табло, когда вся борьба еще впереди… Можно только списать на эмоции и взрывной кавказский характер. Впрочем, фанатов тоже можно понять. Следует смотреть правде в глаза: с горем пополам «Алания» добивалась результата, расположилась в лидирующей группе, но игры как таковой не было.

— Если можно было повернуть время вспять, состоялся бы переход в «Аланию»?
— Живу по принципу: что ни делается — все к лучшему. Год во Владикавказе не прошел зря — узнал для себя что-то новое. Сейчас рассуждать о возможном переходе в другой клуб было бы бессмысленно. Кто мог знать, что команда не решит задачу? Подбор футболистов, стабильное финансирование — все указывало, что сможем преодолеть рубеж первой лиги. Не получилось… Тем и интересен футбол, что не все так просто и предсказуемо. Я ни о чем не жалею.

— А за долгие годы?
— Глобальный вопрос… (Долго думает.) Наверное, в молодости серьезнее относился бы к футболу. Тогда казалось — все, что происходит, в порядке вещей. Как и многие ребята, играл, веселился. Мог и режим нарушить — это мешало профессиональному росту. Тогда было некому подсказать. С возрастом многое воспринимаешь по-другому. Благо в 24 года сумел переосмыслить прошлые ошибки. Думаю, своего определенного уровня достиг. В общем, карьерой доволен.

— У вас есть прекрасная возможность дать несколько советов подрастающему поколению.
— Если стану тренером, тогда и подскажу. Есть одна житейская истина: не нужно любить себя в футболе, надо просто любить футбол.

— Не сомневаюсь, что, помимо клубов, особое место отводите и сборной?
— Остались неоднозначные чувства. На мой взгляд, самая сильная команда была при Байдачном. По составу — идеальный сплав молодости и опыта, плюс грамотная работа тренера. К сожалению, ему не дали возможности руководить коллективом в следующем отборочном цикле. Думаю, мы могли бы добиться хорошего результата.

— Решение Бернда Штанге отказаться от услуг «ветеранов» сборной было преждевременным?
— На данный момент я не вижу каких-либо изменений в национальной команде. Результата как не было, так и нет. Мне сложно рассуждать, потому что не видел ни одной игры сборной. Отказаться от услуг ряда футболистов — право тренера. Все же ему отвечать за итоговое место.

— Была ли беседа тет-а-тет с немецким специалистом?
— Однажды он приезжал на товарищескую игру «Ростова». Помимо меня, в команде выступали Саша Кульчий и Сергей Омельянчук. После матча спокойно, без каких-либо противоречий, пообщались в гостинице, даже вместе летели в Минск. Но тренеру не нужно объяснять футболисту, почему его не вызвали в сборную.

— Видимо, ваша супруга певица Наталья Пальчевская придерживается другого мнения, если уж чуть ли не напрямую спросила у Штанге, почему он вас не вызвал. Помните 2008 год и вечер в честь презентации благотворительного движения «Мечты сбываются»?
— Было такое. Знаете, для меня стало неожиданностью, что на очередной матч сборной не получил приглашения. Вроде бы отыграл в команде 12 лет, а не удостоился вызова, словно до этого провел всего одну встречу. Никто даже не позвонил, не сообщил. Ничего не поделаешь. Только когда ты нужен, о тебе помнят.

— Кстати, Штанге ведь пообещал устроить для вас хорошие проводы, а также скупить диски Натальи. Вручение подарка перед товарищеским матчем с Аргентиной — достойное прощание?
— Не хочу других проводов. Не люблю такие мероприятия и повышенное внимание со стороны окружающих. Это не мое. Лучше спокойно уйти. Что касается обещания Наташе, то ее диск пока еще дозаписывается. Как только он поступит в продажу, предложим Штанге всю партию. (Смеется.)

— Наталья также в прошлом спортсменка: серебряный призер чемпионата мира 2001 года, бронзовый — на чемпионате Европы-2003 по художественной гимнастике. Как отнеслись к ее решению податься на эстраду?
— Сначала был против. Потом в спокойной обстановке все обсудили, и я одобрил ее выбор. Просто понимаю, что творчество — Наташина стихия. Она получает удовольствие, и это самое главное. Я только рад. Сейчас, кстати, принимает участие в проекте «Звездные танцы».

— Предвидя упоминание о проекте, я даже посмотрел один выпуск передачи. Фактически танцы — тот же спорт с ежедневными тренировками. Времени побыть вместе по-прежнему не хватает?
— Это действительно тяжелый труд. Не так все просто, как кажется со стороны. А время — понятие условное. По сравнению с тем, сколько виделись раньше, сейчас это случается намного чаще.

— Оно и правильно. В иных случаях резкий переход к постоянному вниманию чреват последствиями…
— Так мы плавно подходим к тому, что нужно постоянно быть вместе. (Улыбается.)

— Там, глядишь, и запоете с супругой дуэтом.
— Без вариантов.

— А в клипе сняться?
— Один раз ей удалось меня уговорить. Правда, на этом моя карьера актера закончена. Танцевать в паре также не планирую. Каждый должен заниматься своим делом. Если не дано, то не нужно смешить народ.

— А как же романтические посылы?
— В процентном соотношении?

— С них мы и начали…
— 50 на 50. Живем один раз, вот и пытаемся хоть как-то разнообразить свои будни. Например, проводить время не по шаблону, а нестандартно. Едешь отдыхать — придумываешь что-то новое. Даже покупка цветов, когда нет какой-то особой даты, — проявление романтики.

— Равно как и в день рождения любимой девушки сделать предложение руки и сердца в романтической обстановке, с огромным роскошным букетом, дорогим французским шампанским, вручив будущей супруге кольцо ручной работы испанского мастера...
— Весьма серьезно отнесся к этому вопросу. Готовился ли? Наверное, громко сказано. Был проездом в Москве, зашел в ювелирный магазин, купил кольцо. Приехал в Минск и сделал предложение.

— Так все просто рассказывается… Более сложная история у вас связана с цифрой 13, которая с вами по жизни. Родились 13 августа, в составе запорожского «Металлурга» провели 13 матчей, в «Ростове» выступали под 13-м номером, в «Алании» получили травму 13 июня, в номере мобильного телефона дважды по 13, равно как и в номерных знаках автомобиля, в электронной почте также присутствует 13...
— К тому же я родился в понедельник. Как в песне в исполнении Андрея Миронова. Люди сами себе накручивают сюжет, а потом начинают верить. Многие относятся к этой цифре негативно, я же ее люблю. Количество игр, травма — это банальное совпадение. Остальное — мой выбор. Имелась бы возможность, то и квартира была бы под номером 13. (Смеется.)

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ