... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Неман (Гродно)512
3Динамо (Брест)511
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Динамо (Минск)59
6Арсенал (Дзержинск)58
7Витебск57
8Гомель55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11БАТЭ (Борисов)55
12Ислочь (Минский р-н)55
13Нафтан (Новополоцк)54
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201837
2Лида37
3БАТЭ-2 (Борисов)36
4Волна (Пинск)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)33
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Статьи и интервью

Беларусь - Молдова. Сергей Клещенко: ненавижу зонную защиту

27.03.2003 00:00

В истории суверенной Молдовы форвард и капитан ее сборной Сергей Клещенко, выступающий ныне за тель-авивский “Хапоэль”, — пожалуй, самый известный футболист. Он два раза признавался ...
В истории суверенной Молдовы форвард и капитан ее сборной Сергей Клещенко, выступающий ныне за тель-авивский “Хапоэль”, — пожалуй, самый известный футболист. Он два раза признавался лучшим игроком страны, провел больше всех матчей за национальную команду и лидирует по количеству забитых мячей. Да и кто еще из молдаван может похвастать выходом в четвертьфинал Кубка УЕФА, голами в ворота таких еврограндов, как “Милан” и “Челси”?.. После таких успехов требовательная и непостоянная израильская публика готова была носить удачливого нападающего на руках и вмиг причислила его к разряду любимчиков. Однако она же освистывала молдавского форварда в тяжелый для него период, когда игра напрочь расклеилась. Нынче Клещенко снова в полном порядке: регулярно появляется в составе своего клуба и забивает. Накануне встречи с белорусами лидер сборной Молдовы любезно согласился ответить по телефону на вопросы корреспондента белорусской газеты "Прессбол".

Сергей КЛЕЩЕНКО
Родился 20.05.72 в Кишиневе. Нападающий. Рост — 171 см, вес — 65 кг. Выступал за молдавский “Зимбру” (Кишинев) (1990-95 и 1997-98), голландский “Гоу Эхед Иглз” (1995-97), “Зенит” (Санкт-Петербург, Россия) (1998), израильские “Маккаби” (Хайфа) (1999-2001) и “Хапоэль” (Тель-Авив) (с 2001 года). Лучший футболист Молдовы 1995 и 2000 годов. За национальную сборную Молдовы провел 57 матчей, забил 10 мячей.

— Правда, что в Израиле за вами прочно закрепилось прозвище “Калашников”?
— Это действительно так. В одном из матчей, когда еще выступал за “Маккаби”, умудрился забить 4 мяча за 30 минут. Мы тогда победили “Хапоэль” из Петах-Тиквы — 5:2 и после игры все были в полном восторге от моей скорострельности, а газеты на следующий день вышли с заголовками типа “Залп Калашникова”. С тех пор прозвище и приклеилось. Тем более что фамилии Клещенко и Калашников немножко созвучны. Да и АКМ пользуется здесь уважением.

— Стреляют?
— Скажем так, постреливают. Иногда. Гораздо реже, чем об этом говорят в средствах массовой информации. Я, например, войны вообще не ощущаю. Дай бог, чтобы так продолжалось и впредь.

— Значит, и в дальнейшем свяжете свою футбольную жизнь с Израилем?
— Вероятно, так и произойдет.

— А как же разговоры о том, будто вас желают видеть в своих рядах ярославский “Шинник”, другие российские клубы?
— Эти слухи доходят и до меня. Правда, объяснить, откуда у них растут ноги, не могу. С руководством “Шинника”, например, я действительно имел беседу по поводу перехода в эту команду, однако было это около года назад. Сейчас же никаких разговоров не велось. Хотя контракт с “Хапоэлем” у меня заканчивается в мае нынешнего года, и что будет дальше, пока не знаю. Если предложат продлить соглашение, то с удовольствием это сделаю.

— Так нравится местный футбол?
— О его высоком общем уровне говорит хотя бы факт удачного выступления моего “Хапоэля” на евроарене. Приблизительно одного с нами класса два “Маккаби” — из Хайфы и Тель-Авива. Кто победит в играх этой “большой тройки” — предсказать практически невозможно. Да и в Европе Израиль, кажется, уже признали футбольной державой.

— А как болельщики “Маккаби” отнеслись к перебазировке их “Калашникова” в стан главного конкурента — “Хапоэля”?
— С пониманием. Когда играем в Хайфе, фанаты вывешивают на трибунах плакаты с просьбой вернуться.

— Ну а вы?
— Да я, может, и вернулся бы, вот только расставание с командой было не самым приятным...

— Опять поскандалили?
— Что значит “опять”?

— Ходят слухи, что человек вы конфликтный, неуравновешенный...
— И кто же их распространяет?

— Пресса...
— Тогда вам об этом должно быть известно гораздо больше моего... И что же, интересно, обо мне такого говорят?

— Ну, например, что в “Маккаби” у Клещенко не сложились отношения с тренером, что вы за неспортивное поведение были изгнаны с одной из тренировок “Хапоэля”, что повздорили с главным тренером сборной Молдовы Виктором Пасулько... Вранье?
— Не совсем. Однако и полной правдой это назвать никак нельзя.

— Тогда слушаем вас внимательно!
— По первому пункту. Действительно, с наставником “Маккаби” мы друзьями не были, но и не особенно конфликтовали. Думаю, он откровенно недолюбливал выходцев из бывшего СССР и при всякой возможности их поддушивал. Это не только мое мнение, можете поинтересоваться у игравших под его началом Васи Иванова, или... Во! У вашего соотечественника Андрея Островского спросите! К тому же у тренера было свое видение футбола, под которое Клещенко не совсем подходил. В атаке Авраам Грант желал видеть форвардов мощных, здоровых, таранного типа. В общем, коней, на которых пахать можно. Я же со своим росточком к таковым никак не относился, а потому больше времени стал проводить на скамейке запасных. Такая ситуация сложилась аккурат к тому моменту, когда срок соглашения с “Маккаби” заканчивался. А так как я все же успел завоевать себе, смею думать, неплохую репутацию, то недостатка в предложениях не испытывал. Выбрал “Хапоэль”. Этот клуб едва ли слабее “Маккаби”.

— Однако здесь у вас не заладилось....
— Ну почему? Все в порядке, играл, забивал, да и сейчас пребываю в неплохой форме. Был лишь непродолжительный период, когда вылетел из основного состава. Но потом собрался, взял себя в руки, и дела пошли на лад. Другое дело, что стили игры “Маккаби” и “Хапоэля” сильно разнятся. Это своего рода “Спартак” и киевское “Динамо”. Хайфа проповедует атакующий, комбинационный футбол, летят вперед с открытым забралом, а моя нынешняя команда, наоборот, зрелищность приносит в жертву рационализму. Мне больше по душе атакующая манера, но и в Тель-Авиве чувствую себя вполне комфортно.

— А как же скандал на тренировке?
— Это произошло как раз в тот непростой для меня период, когда абсолютно не клеилась игра. Сильно по этому поводу переживал, нервничал. На тренировках, естественно, рвал и метал, стремился доказать, что достоин выходить в основе. Однажды пришел на занятия в крайнем возбуждении, взвинченным до предела. Шла двусторонка, ну, я, засучив рукава, взялся за дело. Играл крайне жестко, если не сказать грубо. Короче, партнеры после столкновений больше времени проводили за бровкой, нежели на поле. Видя такое дело, наш тренер Дрор Каштан решил сберечь команду и благоразумно отправил меня в раздевалку. Остыть.

— Каким тоном он это сделал?
— Самым что ни на есть обычным. Это, кстати, на меня подействовало лучше всякого успокоительного. Каштан просто подошел и спросил: “Что с тобой? Ты же всех покалечишь...” Я юлить не стал и открыто сказал, что очень переживаю по поводу своего непопадания в состав. После занятий у нас с тренером состоялась доверительная беседа, где были расставлены все точки над “i”. Через пару недель уже выходил на поле в стартовом составе. Вот, собственно, и весь конфликт.

— Ну а третий пункт — Виктор Пасулько?
— Вот это вообще не соответствует действительности. Никакого конфликта с Виктором Васильевичем лично у меня не было. Более того, у нас с наставником прекрасные рабочие отношения. Когда его назначили на пост главного тренера, некоторые ребята отнеслись к этому скептически, мол, специалист без имени, известный как игрок, но ничего не достигший на тренерском поприще. У меня на сей счет другое мнение: да, Пасулько — в тренерском цеху личность не особенно известная, так ведь и опыта у него маловато. Вот когда он поварится в этой кухне годик-другой, тогда и будем делать выводы.

— А что он не поделил с лидерами сборной Сосновским и Рогачевым?
— Ребята сами были во многом не правы. В сборной все равны и нет деления на основных и запасных. Подготовка к играм должна вестись с полной концентрацией, а они нарушили дисциплину. За что и понесли наказание.

— Но ведь команда здорово потеряет с их уходом...
— Наверное. И Сосновский, и Рогачев — индивидуально очень сильные футболисты, и их отсутствие, безусловно, скажется. Такие игроки на дороге не валяются. Тренер это тоже понимает, а потому Рогачева на сбор все-таки вызвал. Сосновский же в любом случае пропустит встречу из-за дисквалификации.

— Как оцените старт сборной Молдовы в отборочном цикле?
— Надеялся на лучшее. И ведь были шансы выступить удачнее. Сперва уступили в гостях австрийцам — 0:2, и оба мяча пропустили с пенальти. А с чехами и вовсе должны были ничью цеплять. Держались до середины второго тайма. И кто знает, чем все закончилось бы, не заработай Сосновский совсем не обязательный пенальти, а вместе с ним и удаление. Проигрывая по ходу встречи, еще был шанс отыграться, однако Рогачев не использовал выход один на один. Буквально тут же Росицки наказал нас за такое расточительство. Да, мы не забили ни одного мяча в двух встречах, но из четырех пропущенных три влетели в наши ворота с одиннадцатиметровых.

— С тех пор сборная больше игр не проводила?
— Официальных — нет, а вот в товарищеских участвовали регулярно. Как же без них обойтись?

— Запросто! Наша команда, например, провела только очень полезную в психологическом плане двусторонку на искусственном покрытии, и все...
— И что, не было ни единого спарринга? Не знаю, как это возможно... Хотя у каждого тренера свои подходы к подготовке, а Эдуард Малофеев — большая знаменитость. Молдова же после встречи с Чехией успела встретиться с Венгрией, Грузией и Израилем. Наиграли схемы, посмотрели в деле кандидатов, сняли психологический груз поражений. Кстати, действовали в этих поединках очень неплохо.

— А вот мы отказалась в Израиль лететь. Неспокойно там у вас.
— Как я уже говорил, слухи о сверхнапряженной ситуации в Израиле очень преувеличены. По-моему, тут все дело в желании. Если не хочешь играть, то можно найти уйму причин, чтобы отказаться лететь в какую угодно, даже самую благополучную страну. Московский ЦСКА две недели готовился к сезону в Израиле и забот не знал. Валерий Газзаев только восхищался прекрасными условиями для работы.

— У Молдовы сейчас, пожалуй, самый сильный состав за всю суверенную историю. Согласны с этим утверждением?
— Потенциал у ребят очень неплохой. Однако это еще ни о чем не говорит. У команд постсоветского пространства одна проблема: перед стартом все говорят об их силе, колоссальных возможностях, таланте, а на деле выходит все наоборот. Не знаю, в чем тут проблема. Взять для примера вашу сборную. Казалось бы, более реального шанса занять второе место в группе в предыдущем отборочном цикле и придумать было трудно. Но в концовке вы, насколько я знаю, сыграли просто безобразно и все растеряли. Теоретически Молдова в этом году способна пошуметь, но как все обернется на самом деле?..

— Вы относите себя к лидерам сборной?
— Мне пора таковым становиться. Думаю, справедливо задаться вопросом: если не я, то кто? Куртиян, насколько я слышал, находится не в лучшей форме и на сбор не вызван. Из старожилов остались только мы с Ребежей.

— Ставка на матч против белорусов велика?
— Мы очень серьезно относимся к этому поединку. При всем уважении к сборной Беларуси должен вам сказать, что едем в Минск за победой. Хотя и ничьей, понятное дело, огорчены не будем.

— Вы ни во что не ставите нашу команду?
— Отнюдь, у вас очень крепкая дружина.

— Можете назвать ее сильные стороны?
— Мне кажется, что вся игра держится на солидной полузащите. Таких умных и техничных игроков, как Белькевич и Хацкевич, в Европе немного. К сожалению, не могу похвастаться личным знакомством с ними, но много слышал об этих ребятах. Говорят, очень неплох сейчас и Александр Глеб. Беларусь также всегда славилась и хорошей защитной линией. У меня прекрасные отношения с Андреем Островским, с которым мы вместе играли за “Маккаби”. Классный защитник и замечательный человек. Будучи в Хайфе, дружили семьями.

— А что скажете о нашей передней линии? Как нападающий нападающим...
— Ну, судя по результатам последних встреч, забивать вы не умеете... А если серьезно, то ничего о ваших форвардах сказать не могу: в телеобзорах показывали лишь пропущенные мячи — по причине отсутствия забитых.

— Ну, у Молдовы их не больше, чем у Беларуси...
— Вы правы — ноль. Вот и посмотрим, кого быстрее прорвет.

— Ваши игровые козыри?
— Работоспособность... Э-э-э... Скорость... Игра головой.

— Это при таком-то росте?
— Да-да, не удивляйтесь. Свой самый памятный и, пожалуй, наиболее красивый гол я забил именно головой. Это было в сезоне-2001/02 в матче второго раунда Кубка УЕФА. В первом поединке “Хапоэль” принимал дома английский “Челси”. По ходу встречи мы вели — 1:0, а на исходе матча, на 93-й минуте, мне удалось удвоить счет. Гол получился изящным, а по отношению к рослой защите англичан, славящейся великолепными действиями на “втором этаже”, и вовсе издевательским. В гостях, мы, кстати, уступили — 0:1, но по сумме двух встреч вышли в следующий этап. Там обыграли московский “Локомотив”, потом — итальянскую “Парму”...

— ...и нарвались на “Милан”...
— Ему, кстати, я тоже забил. А вообще, еще не известно, кто на кого нарвался. Итальянцы тогда еле отскочили, пройдя в полуфинал лишь из-за оплошностей нашей обороны.

— Против какой защиты вам наиболее неудобно играть?
— Ненавижу, когда обороняются зонно: тяжело открыться, пас получить, да и свобода действий ограничена. А вот при плотной персональной опеке чувствую себя как рыба в воде. Скорость есть, техникой бог тоже не обделил, так что обыграть один в один особых проблем не составляет. Ой, а зачем, собственно, я вам все это рассказываю?..

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ