... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)412
2Неман (Гродно)412
3Динамо (Брест)410
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)49
5Динамо (Минск)48
6Арсенал (Дзержинск)45
7Гомель44
8БАТЭ (Борисов)44
9Витебск44
10Днепр (Могилев)44
11Сморгонь44
12Нафтан (Новополоцк)43
13Ислочь (Минский р-н)42
14Слуцк41
15Минск41
16Шахтер (Солигорск)4-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201826
2Лида26
3Островец26
4АБФФ U-17 (Минск)23
5Динамо-2 (Минск)23
6Нива (Долбизно)23
7БАТЭ-2 (Борисов)23
8Барановичи23
9Бумпром (Гомель)23
10Волна (Пинск)23
11Макслайн (Витебск)23
12Слоним-201723
13Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)21
14Орша21
15Белшина (Бобруйск)21
16Шахтер-2 (Солигорск)20
17Локомотив (Гомель)20
18Энергетик-БГУ (Минск)2-10
подробнее

Статьи и интервью

Сергей Гоцманов. Фото - Олега Шепелюка

Сергей Гоцманов: «Стало меньше улыбок»

07.08.2017 00:34

Легендарный белорусский футболист Сергей Гоцманов бывает на родине не часто – ведь из американского далека добраться в Беларусь не так и просто. В этом году он прилетел в Минск летом, в отличие от былых лет, когда чаще приезжал на Рождество и Новый год. Корреспонденту Football.by удалось договориться с четырежды лучшим (1983, 1985, 1987, 1989) футболистом Беларуси об интервью.
Для юного поколения болельщиков, впрочем, даже для молодого, фамилия легенды минского «Динамо» наверно говорит мало. Полузащитник главной команды республики отыграл за нее 13,5 сезонов, провел только в союзном первенстве почти 300 матчей, становился чемпионом и бронзовым призером чемпионата СССР.

Гоцманова называли «человеком с двумя сердцами» — он выполнял огромный объем работы на фланге, обладал хорошим пасом и поставленным ударом с обеих ног. Кроме того Сергей был неуступчив в борьбе, и отличался высокой самоотдачей.

Когда Эдуард Малофеев возглавил сборную Советского Союза, один из лидеров «Динамо» стал ее игроком. Но и после того, как тренером главной команды страны стал Валерий Лобановский, Гоцманов по-прежнему оставался в сборной: вышеперечисленные качества позволили поехать на чемпионат Европы-1988. Всего за сборную СССР серебряный призер того Евро провел 31 матч и дважды отличился забитыми мячами.

ДОМ ТАМ, А ДУША - ЗДЕСЬ

— В этом году вы в Минск прибыли летом.
— Прилетаю, когда есть свободное время. Раньше удавалось бывать чаще, каждый год, сейчас времени свободного меньше: растут внуки, поэтому все реже бываю в Беларуси.

— Внуков у вас уже трое — вы «многодетный дедушка».
— Да (улыбается). Но хочется еще – есть второй сын, жду, когда и он порадует меня внуками. А приехал, прежде всего, встретиться с родней, друзьями, получить положительный эмоциональный заряд. Хотя мама и папа к сожалению умерли, и брат тоже, так что общаюсь уже не с близкой родней, больше с друзьями.

— Недавно минское «Динамо» отмечало юбилей клуба, ветераны «золотой» команды играли с московским «Спартаком». Вас, к сожалению, не было на поле.
— По работе был занят. Да мне и не звонили с приглашением: понимали, что сорваться из Миннесоты куда сложнее, чем из Москвы, к примеру. Плюс дети и внуки требуют внимания.

— Вы за океаном уже два десятка лет. Дети и внуки – американцы, не белорусы?
— Дети, не сказал бы, что совсем американцы: ведь жили до 10 лет здесь. Внуки пока маленькие, но вырастут там, и думаю, что Беларусь им будет не интересна. 22593
— Можно сказать, что для вас сейчас главное в жизни, это дети и внуки?
— Да. Оба сына закончили играть. Младший работает менеджером в детской футбольной школе, а старший помогает маме в зале: и менеджером и тренером.

— Выходит, что главный человек в вашей семье — это жена Ольга?
— А то (смеется): она хозяйка, мы — работники. Хотя не только мы: Оля наняла тренеров, местных, человек 10, и арендует зал под занятия детской гимнастической школы.

— Лет 5 назад вы сокрушались, что дом большой построили, комнат много, а дети разъехались. Не скучно?
— Такова жизнь, они выбирают. Хотя мы с женой предлагали ребятам жить у нас, благо места хватает, они решили жить отдельно.

— Оба сына женились на американках?
— Можно и так сказать. Младшая невестка — греческого происхождения: родители иммигрировали в США, и она родилась уже в Америке. А старшая 100-процентная американка. Хотя и сложновато общаться — я не очень хорошо знаю английский, они — русский, но ничего плохого о них сказать не могу: хорошие невестки. Кстати младший приезжает в Минск на днях вместе с женой. Потом они в Грецию отправятся. Родители невестки владеют рестораном в другом штате, на некоторое время закрыли его и улетели на родину — отдохнуть и повидать родных летом.

— А с каким чувством вы летите в Беларусь?
— Конечно, совсем не те чувства, которые были раньше: нет на свете родителей, брата. Да и возраст — стареем (улыбается). Не те чувства, что 20 лет назад: положительные, но уже не так горишь.

— Много с кем повидались?
— Да, почти со всеми друзьями, близкими. С Соколом, Курбыко общаемся, когда есть время. Расстояния и время разъединяют людей: у всех свои заботы, проблемы. Остаются только самые близкие друзья, те с которыми одинаково смотришь на жизнь.

— Когда сыновья были в Беларуси в последний раз?
— Младший прилетал в 2002 году, когда ему было 16 лет. Старший ни разу не приезжал. 22594
— Наверно дом для вас уже там, в столице «штата викингов»? Можно сказать, что Сергей Гоцманов стал больше американцем, чем белорусом?
— Дом там, а душа — здесь. За 20 лет я так и не выучил язык: на бытовом уровне могу общаться, но не так, как хотелось бы. Из-за этого и ушел из футбола — детей уже не тренирую. Хочется общаться с ними полноценно, а не получается.

— Пару лет назад вы рассказывали, что жена зовет вас помогать в зале.
— Ее желание реализовалось: вместо занятий футболом с детьми помогаю ей в зале в качестве менеджера, детей не тренирую.

— Каков ваш круг общения, бывшие «наши»? Насколько я знаю, в Миннесоте, в частности в «твин-сити» (в агломерации Сент-Пола и Миннеаполиса проживает около 4 миллионов человек) несколько десятков тысяч выходцев из Советского Союза.
— Когда играл в футбол, были друзья американцы, но время нас разъединило, так скажем. Да и языковой барьер сказывается, менталитеты разные. А «русских» в «твин-сити» около 40 тысяч, как говорят. Не так много, как в богатых Калифорнии или Нью-Йорке, но все же. Наш штат считается «сельским»: больше развито фермерство, чем на побережье.

— Как ваш день проходит?
— Да как у всех: встал рано утром, поехал на работу, она у меня все та же: вожу школьный автобус. Вечером домой, поужинал и к телевизору или компьютеру, новости почитать-посмотреть.

— Могу предположить, если английским не владеете в достаточной мере, что о выборах Трампа, российском участии в них, санкциях можно не спрашивать?
— Верно: я в политику не лезу. Мало смотрю американское телевидение, больше российское. Первый канал, Матч-ТВ. Я больше спорт смотрю, футбол.

НЕ ПОМНЮ, ЧТОБЫ ИГРАЛ ЗА «ДНЕПР»

— Как вам российская лига?
— Послабее чемпионата СССР, как мне кажется. То первенство было сильно тем, что в нем играли еще и украинские команды, и мощные коллективы из других республик Союза. И представительство разных футбольных школ давало свой результат. Сейчас в российском первенстве погоду делают в основном легионеры. А за чемпионство сражаются всего несколько богатых денежных мешков. Таковы реалии не только российского первенства: футбол перестал быть игрой, и стал больше бизнесом.

— За кого болеете в российском чемпионате?
— По большому счету, ни за кого. За хороший футбол. Если уж и выделять какую-то команду, то скажу, что отдаю предпочтение ЦСКА. А в Лиге чемпионов болею за всех бывших соотечественников. Дай бог, чтобы в новом сезоне их было больше.

— Теперь в российской Премьер-лиге белорусов мало осталось, полдюжины лишь наберется. Зато тренеров прибавилось.
— Да, Кононов, Гончаренко и Кучук. Сейчас и Скрипченко какой-нибудь клуб возглавит. Мода на наших тренеров пошла. А у нас вот на поляков: в «Шахтер» «пан» пришел, в Бресте мог появиться. 22597
— За американским «соккером» следите?
— Да. МЛС сильно прибавила: деньги большие в лигу вкладываются, стадионы строятся, звезды приезжают играть. Вот у нас в Миннесоте возводится новая 20-тысячная арена, команда МЛС в этом году появится, «Миннесота Юнайтед», которая станет уже 23-м клубом в лиге. А ведь лет 10 назад их было 12. Все развивается, хотя я в последние годы детей не тренирую, и подробностей изнутри не знаю, но по впечатлению, «соккером» стало заниматься больше людей. Хотя, безусловно, на первом месте более атлетичные виды спорта, и исконно американские: баскетбол, бейсбол, американский футбол, хоккей. Кто туда не попадает, те идут в другие виды спорта, в том числе и в футбол. Кстати, когда тренировал детей, по большей части это были американцы, русских не было ни одного.

— Может, и за белорусским чемпионатом следите, или за сборной? Благо в интернете можно посмотреть и обзоры, и даже матчи целиком.
— Нет, но сейчас и за белорусским клубами слежу — смотрел все матчи в еврокубках, которые по телевизору показывали. Впечатления разные, как и результаты.

— В этом году в Лиге Европы сыграло и брестское «Динамо», из которого вы в 1979-м перебрались в минское.
— Не очень удачно сыграло, откровенно говоря… А проведенное в Бресте время вспоминаю с теплотой, ведь это мой первый профессиональный клуб, так скажем. Во второй лиге я оказался благодаря дружбе Эдуарда Малофеева с моим детским тренером по школе «Трудовые резервы», Дмитрием Тарасовым. Когда Эдуард Васильевич принял брестское «Динамо», то Дмитрий Андреевич помог мне перебраться туда. Потому что я играл в дубле, и мне «светила» армия: дублерам ее не «делали». А в Бресте эту проблему «закрывали».

— Как прошло знакомство со взрослым футболом?
— Впечатлений было море — молодой, 20 лет, уезжаешь от родителей, свобода, другой город, любимое дело — футбол: счастье! Жили в общежитии: четверо в двухкомнатной квартире, — я, Сокол, Разумович и Рассолько. Полгода прошло, как один миг.

— Георгий Кондратьев тоже «стажировался» в брестском «Динамо», и рассказывал мне, что свобода вышла ему боком: оказался на время в части.
— Не, наша комната не пила. Конечно, не все были трезвенниками, куролесили, бывало…

— Ваш партнер по минскому «Динамо», игравший в гродненском «Химике» Игорь Белов, рассказывал, что одним из эпических выездов было 34-часовое вагонное путешествие в Мурманск. После которого на поле выходили на негнущихся ногах. Он же рассказывал о кошмарных пейзажах российской глубинки: Череповца, Кинешмы, Рыбинска…
— Я такой поездки не помню. Наверно брестчане в Заполярье летали. Хотя поколесить по Союзу пришлось: в зоне было аж 24 команды. Но мне, 19-летнему пацану, больше запомнились не сложности или мрачные пейзажи, а звезды (по моему тогдашнему ощущению), против которых пришлось выходить. В смоленской «Искре» играл Силагадзе из «Спартака», в «Балтике» Васенин из чемпионской луганской «Зари», в вологодском «Динамо» Шалимов из «Торпедо» и Эштреков из «Динамо»/«Локомотива», в костромском «Спартаке» Мирзоев, в калужском «Локомотиве» Пискарев, в «Факеле» Папаев — все из того же «Спартака». Очень интересно было окунуться в настоящий мужской футбол.

— Малофеев так встряхнул брестское «Динамо», что после его ухода оно выдало едва ли не лучший сезон. Но высшая лига — иной уровень. Когда вы поняли, что ведомое ЭВМ минское «Динамо» может стать чемпионом Советского Союза?
— Сложно сказать. Весь второй круг мы шли на первом месте. Это придавало сил, стимулировало, зажигало, добавляло эмоций. А поверил… Не знаю, наверно, когда выиграли у «Спартака» последнюю игру (улыбается). 22613
— Георгий Кондратьев рассказывал мне, что «Динамо» образца 1983 года было сильнее, чем чемпионского сезона. Потому что в 1982-м был запал, азарт и кураж, а в следующем году добавилось ощущение собственной силы, команда была более сыгранной, работала как машина. И лишь два неудачных матча с днепропетровским «Днепром» не позволили стать лучшими второй год подряд.
— Да, в 1983-м это была повзрослевшая команда, более опытная. В 1982-м мы шли за «Прокопом» и «Пудиком», старшими ребятами, которые вели игру. А мы больше тягали рояль, а не играли на нем. А вот на следующий год на лидирующие позиции выходили уже другие люди, набравшиеся опыта, уверенности, мастерства. Команда была более зрелой. Но при этом считаю, что в 82-м она была все же сильнее.

— Наверняка следующий вопрос вам никто никогда не задавал. В статистике значится, что вы в 1977 году сыграли 2 матча за могилевский «Днепр»…
— Если честно, не помню: играл ли я эти игры. На сборах в Ялте был, но чтобы сыграл за «Днепр»… Честно говоря, сам не могу сказать. Но контракт я не подписывал, это точно. Тарасов тогда сказал — если зовут в дубль минского «Динамо», то лучше туда иди.

— Может кто-то вместо вас играл?
— А в чем смысл подставы?

— Кто-нибудь из лидеров могилевчан был дисквалифицирован, а в протоколе значились вы…
— Не знаю, не могу однозначно ответить на ваш вопрос. Но я не помню, чтобы играл за «Днепр».

СТАЛО МЕНЬШЕ УЛЫБОК

— Вы посетили матч «Динамо» — «Работнички». Каковы впечатления?
— Игра динамовцев порадовала. Особенно в концовке. Победили по делу.

— В последнее время наша национальная сборная, мягко скажем «не блещет»…
— Занимаем свое место. Легионеров (как вы сами заметили) больше не стало, а уровень белорусского чемпионата не думаю, что выше болгарского или шведского. Тем более голландского или французского.

— Но ведь были же успехи у двух молодежных сборных, возглавляемых вашими бывшими партнерами по «золотому» «Динамо», Курнениным и Кондратьевым. Почему на уровне национальной команды не получилось, как считаете?
— Из двух возрастов сильную национальную сборную не слепишь. Поколение было удачное, наставники поработали здорово. Сейчас ситуация иная. Мы не одни в подобном положении: та же Голландия сейчас буксует — еще недавно были в лидерах мирового футбола, а на чемпионат Европы не попали. Сейчас и на мировое первенство в России могут не поехать.

— Кстати автором первого гола в истории сборной Беларуси являетесь вы. Помните, как тот матч проходил?
— Не особо. Дело было после моего возвращения из Англии-Германии, осенью 1992-го, когда я играл в минском «Динамо» уже в чемпионате Беларуси. Ажиотажа не было никакого: никто не отдавал себе отчет в том, что это историческое событие. Украинцев привез Коля Павлов, игравший в минском «Динамо» в 1979-81 годах. Помню, погода в конце октября была не очень. В основе на моем месте вышел Юра Антонович, под моим седьмым номером. Помню, тренер Кузнецов, он в «Динамо» долго работал, говорит «не отдавай свой седьмой номер, а то потеряешь его», мол если отдашь, то отдашь навсегда. Я после перерыва вышел. У гостей из старой киевской гвардии были только «шотландцы» Леша Михайличенко и Олег Кузнецов. Как забивал, даже и не вспомню. Вроде угловой был, в начале второго тайма, и мы повели 1:0, а в концовке украинцы сравняли.

— Каковым было ваше возвращение из заграницы в «Динамо», команду, ставшую для вас родной?
— Непростым. Ожидания с реальностью не совпали от слова совсем. Ладно бы состав изменился — это закономерный процесс, но отношение людей к делу, к партнерам поражало. Была потеряна связь между ветеранами и молодежью. Не было никакого уважения и даже субординации. Помню, играли в Лиде, и меня допекло отношение к игре Яхимовича: почему я, «старик», должен был отрабатывать, пахать за двоих, а он расслабляется? В раздевалке состоялся разговор на повышенных тонах, юный защитник не внял, пришлось врезать ему. В итоге эта катавасия сказалась на результатах.

— Но ведь первые годы минское «Динамо» «на одной ноге» обыгрывало почти всех?
— Вот именно: «первые годы». А потом? БАТЭ сколько лет уже чемпион?

— Вы наверняка всякий приезд в Минск обсуждаете с друзьями ситуацию в «Динамо». Чего не хватает минскому клубу, чтобы вернуть чемпионское звание?
— Деньги вроде водились, составы подбирались вполне себе конкурентоспособные, но все не идет. Думается, дело во внутриклубных взаимоотношениях. Именно это мешает уже сколько лет, 13?

— Следите ли вы за тем, что происходит в Беларуси?
— Откровенно говоря, не особо. Знаю что деньги поменялись, что в стране неважно с экономикой. 22592
— Как сказал поэт: большое видится на расстоянии. Наверняка вам проще увидеть перемены в стране, чем тем, кто живет здесь постоянно. Что вас удивляет, когда приезжаете в Беларусь?
— Меньше стало улыбок. Жизнь тяжелеет. Хотя по телевизору смотрю: все прекрасно в стране, оказывается. Все цветет и развивается.

— У нас тут есть шутка: «хочу жить в той Беларуси, что в телевизоре»…
— Это наверно не только нас касается, но и той же России. Там тоже в телевизоре все красиво, все прекрасно, а на самом деле экономика стагнирует, жизнь все усложняется, меняется. Выживает сильнейший.

— Сильнейшие сейчас США.
— Скажу так: и Америка преподносит себя в хорошем свете. Но и там полно сложностей и трудностей.

— В следующем году в России, у которой осложнились отношения с США, пройдет чемпионат мира. Как думаете, каким он будет, и что ждет на нем сборную хозяев?
— Считаю, что россияне не добьются больших успехов. Не впечатляет ни состав команды, ни ее игра. Дай бог, чтобы они чего-нибудь достигли: в четвертьфинал прошли, но в это верится с трудом. На Кубке Конфедераций команда Черчесова совсем не впечатлила. А других футболистов за год не вырастет.

— А у нас?
— А у нас даже в средних европейских клубах никого нет. И в ближайшие годы вряд ли появятся, к моему большому сожалению. Вот кого вы назовете лидерами сборной? Где они играют? Если брать еврокубки, то в групповых этапах Лиги чемпионов или Лиги Европы в этом году шанс сыграть лишь у нескольких человек…

— О чем не спросил?
— Почему в Беларуси так холодно? Где лето? (смеется) Надеюсь, сын приедет, тепло привезет — в Миннесоте сейчас жарко.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ